21:57 

О методиках обучения языкам

debugger
добрый биоробот
Неожиданно пришла такая мысль.
Любая методика обучения языку всегда смотрит на ученика глазами составителя этой методики и её приверженцев.
— Советские методики были наукообразными, потому что составляли учебники педагоги со стажем, воспитанные и воспитывающие учеников в стиле «могу всё знать, ведь я советский человек». Извините, что утрированно. Методики давали знания, но опять же академические, часто оторванные от живого языка.
— Модные сегодня методики апелляции к подсознательному, к инстинктам толпы / коллективным инстинктам, к вбиванию в подкорку методом повторов — потому что такие методики разрабатываю бизнесмены, которые не столько владеют языком, сколько обуреваемы идеями. Дм. Петров, например. Или один мой знакомый саратовец, который считает, что если ученики будут хором петь мантры повторять за учителем фразы, то омманипадмехум эти фразы засядут в голове навсегда. Довод: дети же, когда овладевают языком, не учат грамматику, shall / will, some / any, le / la, оно само запоминается, так и мы будем учить учеников как детей, естественным. Но, ёлки, а такие факторы, как языковое окружение (среда), постепенное естественное наращивание сложности, фактор детского любопытства, реальную необходимость и поправки от родителей и многое другое почему не учитывается? Вот и получается, что такие методики фрагментарны в силу желания побыстрее срубить бабло и не заморачиваться с грамматикой. Я бы посмотрел, как в таком ключе объяснить, почему в венгерском в похожих случаях где-то -om, где-то -ok, а где-то вообще -lek. Без грамматики, постановки произношения, узуса, текстов, анализа всё равно не обойдёшься.
— Далее, модные же ныне, но совсем другие методики, которые говорят, что к изучению языка надо относиться как к получению удовольствия, как к игре. Но фишка в том, что об этом пишут те, кто сами получают удовольствие от процесса. Как я. Ну вот я лингвист, фанат языков, мне действительно нравится процесс. А кому он не нравится? Кто физически не может получать от него удовольствие?

Резюме: преподавание языка должно строиться максимально индивидуально и исходить из потребностей ученика. А потребности бывают какими: просто горячее желание, острая необходимость (эмиграция, рабочая поездка, турпоездка и т.п.), вопрос престижа, научное любопытство, принуждение и прочие. И только если получится исходить из действительно обозначенной цели, тогда можно выбирать и корректировать методику.
Так, наверное, не только с языками: исходить нужно из поставленной задачи, из той цели, которая преследуется.

@темы: языки, методика преподавания, Анализируй это, Linguarium

URL
Комментарии
2013-02-07 в 22:09 

Spitzer Igel
Черный и колючий.
debugger, И только если получится исходить из действительно обозначенной цели, тогда можно выбирать и корректировать методику.
А можешь привести пример(ы) того, как можно изменить методику в соответствии с вышеназванными целями? А то в моей практике пока не приходилось этого делать, но мне любопытно:)

2013-02-07 в 22:12 

Кохэйри
у меня любые методики работают, при условии, что у меня есть мотивация. а если у меня нет мотивации, то любая методика не подходит(

2013-02-07 в 22:13 

debugger
добрый биоробот
Spitzer Igel,
как тривиальный пример: если человек учит язык для собственного любопытства, его можно кормить всякими интересными и необычными вещами, связанными с этим языком; если ему через три недели улетать во Францию по работе, то ему нужно максимально поставить произношение и сделать упор на особенности делового общения (что не отменяет другие слои лексики), если же это длительный курс, то и обучение может быть более комплексным и многослойным. Если человек хочет читать литературу в оригинале на итальянском, то ему пригодятся и Trapassato prossimo, и сведения об итальянских диалектах, а если он едет в Рим как турист, то 4 времён глагола ему будет достаточно вез влезания в тонкости.

URL
2013-02-07 в 22:14 

debugger
добрый биоробот
Кохэйри,
собственно, почти об этом и пост: исходить из мотивации. А если нет реальной (не надуманной, не искусственно изысканной) мотивации, вообще тогда зачем язык учить...

URL
2013-02-07 в 22:19 

Spitzer Igel
Черный и колючий.
debugger, если человек учит язык для собственного любопытства, его можно кормить всякими интересными и необычными вещами
О, я это и в общем курсе люблю давать, когда времени хватает:laugh:
Спасибо, мое представление совпало с твоими мыслями по поводу:)

2013-02-07 в 22:22 

Sanna Tai
~Артист ритуальных услуг~
Согласна с Кохэйри.
С другой стороны, у меня вопрос: как помочь осознать хотя бы зачатки мотивации детям, которые, зачастую, относятся к изучению языков как к досадной обязанности?

2013-02-07 в 22:23 

debugger
добрый биоробот
Spitzer Igel,
собственно, то, что я написал в посте, можно и короче сказать: для конкретного человека и его конкретных потребностей нужно корректировать методики и выбирать наиболее пригодные к ситуации, а не выдавать единственную методику за универсальную и открытие века :-)

URL
2013-02-07 в 22:26 

debugger
добрый биоробот
Sanara Tai,
детям — превратить в игру :-) Мой сын с большим удовольствием запоминал и повторял слова на других языках, потому что мы играли))
А для детей постарше — уже индивидуальнее, но принцип похожий: избавлять от рутинного процесса. Потому что даже если это старшеклассники, то они всё равно ещё дети. То есть, попросту говоря, мотивировать уже не потребуется, если ребёнка заинтересовать изначально.

URL
2013-02-07 в 23:02 

Ms Robinson
Я сказала, а вы думайте.
:popcorn:

2013-02-08 в 21:29 

Фьёла
страха нет.
А еще я хочу уточнить, что клевые методики работают только для небольших групп, на мой взгляд) если, в идеале, не для индивидуальных занятий))) К примеру, если мне безумно нравится-нравится, в группе я чувствую себя (чаще) чуваком, который Это уже знаеееет, а вовсе не чуваком, который впервые Это слышит(
Чем больше группа, тем меньше возможности, на мой взгляд, накормить вкусным):crazy:
Это я все про групповые занятия, ведь не у всех есть Такие знакомства

2013-02-09 в 01:51 

debugger
добрый биоробот
Фьёла,
чем больше группа, тем в принципе меньше возможностей, тут не поспоришь)))
Кстати, ты уже сороковой или пятидесятый язык изучаешь?)) А в какую группу сейчас ходишь?

URL
2013-02-11 в 12:57 

Space.Cat
just do it
Прям соль на рану)) Я сейчас за англ снова взялась, но уже через практику больше - стараюсь читать, слушать. Это может быть эффективным?

2013-02-11 в 16:08 

debugger
добрый биоробот
Space.Cat,
если ещё и будешь сразу же стараться общаться, причём в идеале с носителями, то будет вообще замечательно =)

URL
2013-02-11 в 16:34 

Ms Robinson
Я сказала, а вы думайте.
debugger, согласна по всем позициям, особенно по мотивации. Преподавала разным аудиториям, даже выучилась у проф. Китайгородской, ко когда у студентов не было мотивации — не было и результатов, хоть топлесс перед ними пляши))

Недавно столкнулась со статьей Анн Мерритт о пяти ошибках в изучении иностранного языка, публиковала ее здесь: journal-2008.diary.ru/p185226022.htm

Статью нашел муж, по иронии судьбы, студент английского. Прогресс у него есть, но... в общем, из пяти ошибок изучения иностранного языка, он нашел у себя 4.

2013-02-11 в 16:48 

debugger
добрый биоробот
Да, помню про эти 5 ошибок, и пункты 3 и 4 — как раз то, о чём мы говорим тут, а 2 пункт — то самое отсутствие мотивации. И совершенно согласен, если заставлять учить при отсутствии мотивации, то и результат будет плачевный или временный, а если её нет, то и стоит ли учить...

URL
2013-02-11 в 17:04 

Ms Robinson
Я сказала, а вы думайте.
debugger, а если её нет, то и стоит ли учить... У нас ответ положительный, поскольку внезапно языком общения на его работе стал английский. Т.е это вопрос жизни и смерти...

Вот мы и изучаем этот вопрос, каждый со своей стороны. Уже успели узнать, что нет пророков в своем отечестве))

2013-02-11 в 17:13 

debugger
добрый биоробот
Ms Robinson, ну да, стимул / необходимость может появиться и внезапно.
Мне сложно говорить незаинтересованно, потому что я языками увлекаюсь с детства, и мне просто их преподавать, даже если у человека есть хоть капля заинтересованности) А вот когда человек был не сильно заинтересован (точнее, там страх перед языком играл большую роль, а язык особо и не требовался), то была полная неудача.

URL
2013-02-12 в 10:48 

Ms Robinson
Я сказала, а вы думайте.
debugger, опять ППКС! ))

А муж сегодня в электричке аудированием с планшетом занимался... Пророком не смогла, так хоть толкателем попробую стать!

2013-02-12 в 14:28 

debugger
добрый биоробот
Ms Robinson,
как здорово. Успехов ему в изучении!

URL
2013-02-12 в 16:35 

Ms Robinson
Я сказала, а вы думайте.
debugger, спасибо!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Web Rancho

главная